Развитие цифровых технологий внесло свой вклад почти во все отрасли производства. Не является исключением и полиграфия. Началом активного развития цифровой полиграфии в России можно считать 2000й год. Именно в этом году некоторые передовые рекламные агентства и типографии начали приобретать цифровые печатные машины.
Первой цифровой печатной машиной является - Indigo E-print 1000, от фирмы Hewlett Packard. Она увидела свет ещё в 1993 году. На данный же момент флагманом цифровой печати является компания Xerox, поставляющая на рынок большой ассортимент печатных машин, с самыми разными ценами.
Цифровая полиграфия вне всяких сомнений является значимым прорывом в развитии печатного дела. Именно цифровая полиграфия сделала малотиражность недорогой и доступной. Что было проблематично с учётом специфики офсетной полиграфии, где маленький тираж стоил немного меньше чем большой, за счёт работы целого производства, пригонок и большого количества расходников. Таким образом, цифровая полиграфия дополнила офсетную, заняв пустовавшую до этого нишу.
Принцип работы цифровой печатной машины – схож с принципами работы струйных и лазерных принтеров. На данный момент порошковая лазерная печать имеет большее распространение, нежели струйная. Это делает печать более экономичной и быстрой.
Именно благодаря простате и удобству печати, возможна печать небольших тиражей по невысокой цене и с высокой оперативностью.
Преимущества цифровой полиграфии:
1 – Оперативность.
2 – Печать от одного экземпляра.
3 – Простота организации производства.
4 – Не строгие технические требования к дизайн-макету.
5 – Возможность дешевой печати пробного экземпляра.
6 – Простота обслуживания печатной машины.
7 – Возможность использования персонала с низкой квалификацией.
8 – Не токсичность производства.
Недостатки цифровой полиграфии:
1 – Высокая стоимость больших тиражей.
2 – Блеклость порошковых красок по сравнению со струйными.
3 – Порошковые краски имеют не ровный цвет, а крупистую фактуру.
4 – Отсутствие возможности использования пантонных красок и других материалов. Что существенно сужает возможности в области дизайн полиграфии.
5 – Слабая стойкость краски на бумаге. Краска, нанесённая на изделие, может осыпаться на местах сгиба.
6 – Сложности, возникающие при нанесении краски на фактурную бумагу.
Таким образом, становится понятно, что основной целевой вектор цифровой полиграфии – простота и оперативность, в ущерб качеству и дополнительным материалам. Действительно, цифровая печать не может добиться качества и возможностей офсетной (не учитываю цифровой офсет), да и не для этого она создавалась, всё же, тем не менее, она незаменима и востребована. Основные полиграфические изделия изготавливаемые “цифрой” – это маленькие тиражи буклетов, пригласительные и открытки, визитки, небольшие тиражи календарей и др.